Заметка

Как стать копирайтером?

В последнее время мне все чаще задают этот вопрос. Обычно я отвечаю что-нибудь банальное и смешное, вроде «я знаю только один способ — пахать, как лошадь, и постепенно поднимать цены». А потом прошу задавать конкретные вопросы. Собственно, решила собрать небольшой FAQ по этой теме. Надеюсь, кому-нибудь он пригодится :)

А кто такой копирайтер? Давайте разберемся!

Копирайтер — это человек, который пишет рекламные тексты. В классическом рекламном агентстве: названия торговых марок, слоганы, сценарии видеороликов, тексты для наружной и печатной рекламы. В Digital-агентстве: названия доменов, тексты на сайты, seo-тексты, материалы в блог, объявления для контекстной рекламы, слоганы для баннеров, сценарии для видеороликов. На фрилансе: все, что только можно представить, от текста на сайт — до свадебного тоста. Собственно, из-за этого в профессиональной среде много споров, но нас с вами они не касаются.

Главный вопрос — что нравится вам?
Если вы любите писать много, вдумчиво, читать аналитику, рыться в фактах — то это скорее журналистская работа. И здесь можно посмотреть в сторону профильных блогов. Если вам нравится (теоретически или практически) психология, то можно тыркнуться в рекламно-маркетинговое направление и взяться за тексты на сайты. Если душа лежит к креативу, то можно попробовать себя в сценарном деле (начав, например, с друзей) и красивыми слоганами. Отдельная область — нейминг, в которой нужно сконцентрировать сложную идею в одном коротком слове, зачастую самостоятельно придуманном. Тем, кто не любит много думать над одной обширной тематикой, писать готов в небольших объемах, но при этом довольно ярко — отлично пойдут описания товаров для интернет-магазинов, например.

Как выяснить, в чем я буду востребован?

Зайдите на основные сайты фрилансеров в раздел «контент» и посмотрите, какие предложения в них публикуют. Вот несколько ссылок:

  • Free-lance.ru — самый крупный ресурс, которым я пользовалась до 2012-2013 года, сейчас он несколько сдулся, но еще жив.
  • Freelance.ru— аналог.
  • Freelansim.ru — хорошая биржа от создателей Хабрахабра.
  • Textbroker.ru — биржа копирайтинга, которая в какой-то момент стала бюро. Чтобы начать получать заказы, надо зарегистрироваться.
  • Vdhl.ru — вакансии и проекты для творческих людей от приличных компаний.

Как начать работать?

Если у вас нет профильного образования, вам нужно портфолио. Если у вас есть профильное образование, можно пойти на стартовую должность (стажировку) и набрать небольшой опыт. В любом случае, копирайтер — это та профессия, где нужно показывать товар лицом. То есть, иметь за плечами выполненные проекты. Лично я на первых порах делала что-то бесплатно (это было очень-очень давно, я тогда еще училась в школе), а потом устроилась в небольшую компанию, из которой ушла в другую компанию, потом на фриланс и т.д. Существует тьма онлайн-журналов, которым постоянно нужны авторы, можно завести собственный блог, взять на фриланс-бирже копеешный проект и сделать его на совесть, выложившись на 100%. Выбирайте свой способ.

Сколько получится зарабатывать?

Фантастических гонораров не ждите. Это не та область, где можно внезапно загрести миллион. Это сложная, требующая постоянного развития специальность. Много профессиональной литературы, общения с коллегами (удаленно или лично), вебинары, мастер-классы, курсы — все это необходимо для работы над собой и повышения заработной (или проектной) ставки. В лучшем случае, если у вас есть способности, сила воли, трудолюбие и мозги — вы станете обалденным специалистом. И будете регулярно хорошо получать. Возможно, клиенты даже выстроятся в очередь, но время — ограниченный ресурс, а у гонораров есть потолок. Смотрите, какая я честная.

Так какие же перспективы?

Умение хорошо доносить мысль, убеждать, уговаривать, продвигать концепции — все это окажется полезным при переходе в любую сферу. Если вас просто прет писать, вы можете затем сделать свой проект или перейти на другую должность в той же области. Например, вырасти из копирайтера в маркетолога или из блогера в редактора. Умному человеку всегда есть куда двигаться.

Я ответила на основные, самые важные вопросы. Это лично мое мнение и некоторые из коллег могут его оспорить в мелочах. Каждый из пунктов требует более подробного разъяснения и мне несложно это сделать. У меня аллергия на инфобизнесменов, и я не хочу пополнять эти ряды, поэтому смело задавайте вопросы дальше — отвечу обязательно. Бесплатно, но, вероятно, не очень быстро, если это потребует отдельного поста :)

 

UPD. Пара любопытственных ссылок:

Про разницу между рекламщиком и текстовиком в копирайтинге и подходы к работе: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/jobs/195103-how-to-copywright
Очень крутой дядька, которого надо слушаться:
http://ilyapetrov.com/blog/about/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *